Новый год только начался, но потребность в хорошем самочувствии актуальна на протяжении всего года. Некоторые компании предоставляют сотрудникам возможность отдохнуть и разрешают не только «перезагрузиться» в игровых зонах и спортзале, но и поспать на рабочем месте. Портал Officemaps.ru решил узнать у экспертов, как к идее относятся в мире и в России.
По словам Даны Марковской, внештатного психолога, практика «дневного сна на рабочем месте», или так называемая сиеста, уже давно практикуется в странах с жарким климатом. «Работодатели практически любых бизнес-направлений, в первую очередь, заинтересованы в продуктивной работе своих сотрудников, поэтому не только не запрещают такой вид сна, а наоборот приветствуют. А в Китае это даже прописано в договоре о найме», – рассказывает эксперт.
Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», более подробно рассказала о практике «офисной сиесты» в Китае: «Пример рабочего дня, в котором есть не только перерыв, но и полноценный дневной сон, я впервые встретила у наших китайских клиентов. Причем это характерно для всех китайских компаний любого формата и уровня. Дневной сон есть в коммерческих организациях, государственных учреждениях и на фабриках. Как правило, офисы начинают работать с восьми утра, и рабочий день в Китае гораздо более продолжительный, чем в России (официально – это десять часов, по факту – иногда 12-14 часов в случае авралов). Продолжительность рабочего дня на фабрике короче, но начинается он раньше – в семь, или даже в шесть утра. Такой длинный рабочий день без дневного отдыха сложно представить. Поэтому в 12 часов дня во всех компаниях Китая наступает обед. Он длится около 1,5 часов, из них полчаса – на еду и чаепитие, а один час – на сон. Специальных мест для сна нет (никаких комнат, капсул, диванов). Люди спят в прямом смысле слова на рабочем месте. В офисе кладут на стол подушку с рисовыми или гречишными зернами. Иногда спят под своим рабочим столом, но это бывает неудобно: стандартное рабочее место офисного сотрудника в Китае составляет ячейка длиной 90 см. А в ряду их может насчитываться до 10. Часто китайцы выходят в переговорные комнаты, коридоры, кладут подушки и флисовые пледы на пол и ложатся на пол для обеденного отдыха. Вероятно, поэтому в офисах Китая чаще всего в качестве напольного покрытия используют ковролин. В фабричных цехах, прямо под конвейерными линиями или в коридорах, люди расстилают матрасы, циновки и тоже отдыхают. И никто не вправе их тревожить в это время. Когда я приезжала к нашим китайским заказчикам на встречи или переговоры в такой дневной отдых, конечно, менеджер, с которым я работала, уделит тебе время. Но обязательно попросит выключить звук на мобильном телефоне, говорить тише – так поступают все, кто не спит в это время. Нарушение обеденной тишины считается крайней грубостью по отношению к окружающим, неуважением к коллегам. Не наказывается, конечно, но явно не поощряется. Через 1,5 часа автоматически включается свет, люди просыпаются, пьют зеленый чай и снова возвращаются в рабочий ритм. Именно дневной послеобеденный сон позволяет сотрудникам выдерживать длинный рабочий день и 6-дневную неделю».
В России, по мнению Даны Марковской, данная тенденция только набирает обороты. Первыми экзотическую идею начали внедрять IT-компании, взяв пример с таких крупных компаний, как Google и Apple. «Сотрудники Сбербанка, "Яндекса", "РусГидро" и некоторых других отечественных компаний, например, могут пользоваться специальными капсулами для сна – в течение 20 минут работники восстанавливают сердцебиение и расслабляют мышцы», – комментирует спикер.
В целом офисная сиеста – нетипичная история для российских компаний. По данным экспертов, цена одной капсулы для сна превышает 100 000 рублей. Высокая стоимость решений и настороженное отношение к идее в среде российских работодателей не способствуют ее массовому распространению. Однако, по прогнозам ученых, в перспективе все больше компаний будут прибегать к данной практике, так как недосыпание и плохое самочувствие сотрудников снижает эффективность и производительность бизнеса.
Офис с перспективой: инвестиции в пространство, которое не устареет
В условиях турбулентной экономики каждый рубль инвестиций должен работать на будущее. Это в полной мере относится и к офису. Сегодня бизнес ищет не просто стены и столы, а стратегический актив, который будет повышать продуктивность, укреплять бренд и притягивать лучших специалистов. Но как спроектировать пространство, которое не придется кардинально менять через 3-5 лет? Ответ — в отказе от сиюминутных трендов в пользу гибкой и продуманной архитектуры решений.
Стартовал прием заявок на Best Office Awards 2026 — главную премию в области архитектуры и дизайна рабочих и общественных пространств
Объявлен старт приема заявок на международную премию Best Office Awards 2026. Участники представят проекты в 19 номинациях — от офисов и бизнес-центров до образовательных, медицинских и общественных пространств. Победителей определит авторитетное жюри из более чем 30 топ-экспертов индустрии.
Использование видео в коммуникациях с сотрудниками: офлайн и онлайн
Использование видео во внутренних коммуникациях повышает уровень вовлечённости сотрудников, их продуктивность и лояльность компании. В этой статье мы рассмотрим не только кейсы стандартных онлайн-роликов, но и интеграции видео в офисные пространства и гибридные форматы.
Причина, почему видео стали основой корпоративных коммуникаций, проста: люди удерживают в памяти до 95% сообщения при просмотре видео и 10% — из текста. 59% руководителей признаются, что предпочитают смотреть видео вместо чтения. В этой статье Александр Павлычев — сооснователь видеохостинга Kinescope — расскажет, как использовать видео для вовлечения сотрудников — онлайн и в офисных пространствах, а также как измерять эффективность таких коммуникаций.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке

Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро