Офисы в креативных пространствах

Офисы в креативных пространствах

Аренда офисных площадей в креативных пространствах – это тенденция, которая становится все популярнее в среде арендаторов: компании стремятся привлечь как можно больше интересных людей и повысить свой статус. Портал Officemaps.ru выяснил у экспертов, актуален ли этот формат в России, в чем его преимущества и недостатки, кто арендует такие офисы, а также, какие перспективы у этих площадок в будущем.

Популярность креативного формата в России

Идея создания креативных пространств зародилась в Америке. «Нью-Йорк, Манхэттен – ядро офисной жизни современного мира. Именно здесь в 40-х годах прошлого века после стремительного подорожания земли в центре все производства переехали за черту города, оставив пустовать заброшенные промышленные здания. Их и облюбовала творческая интеллигенция и аристократия, – рассказывает Манана Сухиташвили, архитектор, основатель студии M.ART Interior. В Москве и Санкт-Петербурге, по словам эксперта, развитие креативных пространств началось также с переоформления заводских зданий. «Сейчас они представляют собой целые огороженные территории, где функционируют шоу-румы дизайнерской мебели и одежды, танцевальные школы и фитнес залы, помещения для проведения массовых мероприятий и уютные кафе и рестораны, например, как на территории бывшего "Бадаевского завода". В бывшем газовом заводе обосновался полноценный бизнес-центр "Арма", а недалеко от него центры дизайна "Винзавод" и Artplay, где проходят еще выставки и презентации. Мне, например, очень запомнилась лекция об интерьерах легендарного лайнера "Титаник", где слушателям показали редкие оригинальные фотографии и рассказали о том, где можно приобрести похожие предметы декорирования», – комментирует Манана Сухиташвили.

С этим мнением соглашается Хим Абдурахманов, директор по развитию площадки Vernissage: «Сейчас происходит пик развития таких кластеров, потому что все чаще на замену торговым центрам приходят объекты ревитализации и редевелопмента, созданные на базе старых заброшенных зданий. В первую очередь, формат привлекателен своим внешним и концептуальным видом, а также тем, что требует меньшего объема вложений. Эта тенденция наметилась в 2008 году, когда стало понятно, что большой поток инвестиций невозможен в условиях кризиса. Например, здание "Дизайн-завод "Флакон" мы хотели сначала снести и построить на его месте новый центр. Но из-за кризиса средств оказалось недостаточно, поэтому мы пришли к этому формату. Сейчас "Флакон" – один из флагманов в области креативных пространств в России. Он полностью вернул свои инвестиции».

Эксперты отмечают, что формат креативных пространств особенно популярен в Москве, а также активно расширяется в Петербурге. Постепенно такие площадки появляются и в регионах. «Наша компания занимается развитием регионов, – рассказывает Хим Абдурахманов. – Мы проводим различные обучающие курсы и семинары по редевелопменту, а также берем в управление региональные территории. Например, в Сочи это "Flacon1170 Роза Хутор", в Иркутске – арт-завод "Доренберг", который мы консультировали и вели. В Петербурге – "Порт Севкабель", а в Челябинске креативный кластер "Свобода 2". Масштаб огромный: даже в небольших городах, например, в Самаре появился "Дом77", площадка, которую наша команда помогала развивать».

Офис в креативном пространстве: кто арендует?

С точки зрения экспертов, креативные пространства многофункциональны: они сочетают в себе не только торговые, но и офисные функции. «Конечно, большая часть арендаторов – это представители творческого класса, люди, которые делают уникальные проекты. Сетевые компании, например Zara, – не наши потенциальные клиенты, – рассказывает Хим Абдурахманов. – Креативные пространства больше подходят для крафтовых, нетипичных сфер бизнеса. При наличии таких резидентов, пространство становится более интересным, и в него начинают притягиваться офисные команды, которые тоже работают по новым моделям. Например, в нашем пространстве "Хлебозавод" открыт офис Sony music, а на площадке Vernissage есть офис команды Workplace». Манана Сухиташвили соглашается и отмечает, что креативные пространства создают вокруг себя информационное поле новых возможностей. Они подходят тем компаниям и предпринимателям, кому важны необычные алгоритмы и решения, и это не обязательно творческие направления.

В целом же идея размещения офиса в нетипичном месте становится очень популярной среди больших компаний. Хим Абдурахманов считает, что креативные пространства объединяют совершенно разных арендаторов, что помогает посетителям получить больший спектр услуг, чем в классических торговых и бизнес-центрах. «Офис становится не просто местом для работы. Такие площадки создают очень комфортные условия для сотрудников, позволяя им взаимодействовать с тем сообществом, которое их вдохновляет. Например, офисы дизайнеров и музыкантов могут соседствовать с офисами финансовых групп, и это очень здорово», – комментирует эксперт.

Бизнес-центр VS креативная площадка: где офис дороже?

Цены на офисные площади в креативных пространствах выше, чем в обычном деловом центре. «Вообще, по стоимости аренды офисы в Москве разделяются по классу и месторасположению, – объясняет Манана Сухиташвили. – Например, в центре города, в основном, представлены исторические здания и реконструкции заводов. Так как строительство высоких зданий запрещено и новых офисных зданий мало, то цены в этой локации высокие: чем ближе к Красной площади, тем дороже». Если же объект находятся дальше от центра, то стоимость аренды ниже.

Хим Абдурахманов соглашается и добавляет: «Если люди используют творческие площадки под офисные функции, в этом нет никакого интереса для обычного посетителя. Поэтому за соседство с креативными людьми и интересную среду, за модное и комфортное местоположение нужно платить. Снимая офис в таком пространстве, компания повышает свой статус и увеличивает профессиональную мотивацию сотрудников».

Достоинства и недостатки креативных пространств

По мнению Мананы Сухиташвили, главная «фишка» креативных пространств заключается в синергии представленных товаров и услуг и ориентированности на клиента. «На основе данных о целевой аудитории на территории креативных зон открываются школы бизнеса, дизайна и отделения банков, которые образуют своеобразную микроструктуру, "город в городе", – рассказывает эксперт. – Большую популярность сейчас набирают коворкинги. Их предпочитают фрилансеры, индивидуальные предприниматели, специалисты IT и маркетинга, а также компании-стартапы. С развитием интернета представителям многих профессий не обязательно стало постоянно находиться в определенном офисе, так же как и фирмам достаточно дорого содержать таких сотрудников в штате, поэтому для них появилась возможность по доступной цене арендовать рабочее место в стильном креативном пространстве со всеми благами и с тем графиком, который будет удобен. Нет вложений в ремонт, покупку мебели, нет сложных договоров аренды с несением административной ответственности. Все легко и просто. Захотел, пришел, сел, поработал. Захотел – в одном месте, захотел – в другом. Сегодня в центре города, завтра на окраине».

В свою очередь, Хим Абдурахманов считает, что основное преимущество такого формата – необходимость в меньшем объеме инвестиций и документов. «Как правило, снести какое-то здание и построить новое гораздо дороже, чем ревитализировать старое. Ни один проект не похож на предыдущий, создавая арт-пространство нельзя сделать что-то, что уже есть: они все уникальны по дизайну, архитектуре, истории и местоположению. Кроме того, развитие креативных площадок – это большой тренд, на который делают большие ставки. Эти проекты дают возможность сохранить историю города».

Минусы, с точки зрения Хима Абдурахманова, у формата тоже есть: «Если можно построить бизнес-центр в несколько десятков этажей, то креативные пространства чаще всего ограничены по площади, что уменьшает возможности капитализации. Кроме того, такие здания сложнее эксплуатировать: трудности возникают гораздо чаще, чем в новых, только что построенных зданиях. Тем не менее с точки зрения развития бизнеса формат содержит в себе больше плюсов. Классические торговые и деловые центры становятся все менее популярными, и ликвидность площадей там достаточно низкая. Для создания креативных пространств требуется меньше средств, так как ревитализировать здания дешевле, чем строить новые».

Перспективы креативного офисного формата

Эксперты сходятся во мнении, что у креативного офисного формата «большое будущее». «На мой взгляд, потребность в креативных офисах постепенно будет расти, потому что только недавно в России стали понимать, что чем грамотнее и интересней организовано рабочее место, тем с большим удовольствием и рвением люди там работают», – комментирует Манана Сухиташвили.

 «У этого формата огромные перспективы, – соглашается Хим Абдурахманов. – После развала СССР и приватизации появилось огромное количество заброшенных, не функционирующих объектов. Необходимо переосмыслить их назначение и работать с этими зданиями, ведь эти площадки действительно могут приносить прибыль».

Читайте также

Запросы (0)

Закрыть