Пандемия Covid-19 стала катализатором изменений не только в сфере офисов, но и в рабочих процессах бизнеса. Какие компании уже вернулись в физические офисы, а какие наладили удаленную работу? И как сейчас будут меняться офисные пространства? На эти вопросы ответил Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
Почти сразу после начала самоизоляции – в середине марта – отдел исследований и консалтинга IPG.Estate провел опрос среди клиентов. Выяснилось, что 87 % компаний перевели своих сотрудников на работу из дома.

После окончания самоизоляции на удаленной работе осталась лишь половина от этих компаний – при том исключительно из сферы IT. Айтишники стали одними из немногих, у кого не возникло трудностей при переходе на дистанционный формат работы, потому что были подготовлены к этому. Во всех IT-компаниях онлайн-работа была налажена еще до пандемии: это было удобно для коммуникации с другими подразделениями компаний и заказчиками из других городов.
Остальные компании не смогли оставить своих сотрудников на удаленной работе после снятия ограничений из-за Covid-19, потому что их деятельность завязана на работе, которые можно сделать только в офисе. По этой же причине многие компании непрерывного цикла производства не переводили сотрудников на работу из дома даже в разгар пандемии.
Главной задачей компаний в период самоизоляции стал поиск оптимальных решений для поддержания рабочих процессов. Оказалось, что решение этой проблемы существовало задолго до пандемии – она лишь ускорила ее внедрение. Методы и инструменты, которые IT-сфера использовала уже давно, начали применять даже консервативные сферы бизнеса. Это позволило некоторым компаниям дольше работать в дистанционном формате.
В основном удаленная работа выполняется и регулируется в формате переписки. Звонки, в основном без видео-сопровождения, осуществляются 1-2 раза в день. Большинство компаний использует для взаимодействия – как внутреннего, так и с клиентами, – стандартные и удобные для многих мессенджеры: Telegram, Skype, WhatsApp.

Главной сложностью при массовом переходе на удаленную работу стало отсутствие технического оснащения у некоторых сотрудников. Как оказалось, далеко не каждый сотрудник имел дома все необходимое для полноценной организации труда – например, ноутбук. Из-за этого компаниям пришлось в срочном порядке закупать и выдавать работникам нужную им технику.
Сейчас складывается неоднозначная ситуация для принятия решений: мы еще опасаемся короновируса, при этом в перспективе возможна массовая вакцинация. Поэтому перед собственниками бизнеса сейчас стоит непростой выбор: понести значительные траты и внедрить системы, которые позволят переформатировать офисные пространства, либо оставить пока сотрудников на удаленном режиме и дождаться восстановления эпидемиологической ситуации, в том числе за счет вакцинации, после чего в полноценном режиме вернуться в офисы.
Собственник бизнеса в России хочет контролировать все и всех – это особенность наших компаний. Ему нужно, чтобы все сотрудники присутствовали в физическом офисе. Для того, чтобы все работники, уже приспособившиеся к удаленному формату, снова вышли на работу, компаниям необходимо создать комфортные условия в офисе.
Минимальным набором для обеспечения безопасности стало изменение рассадки сотрудников и улучшение системы кондиционирования и очистки воздуха.
Также встречается возмещение расходов на такси тем сотрудникам, которые не рискую пользоваться общественным транспортом.
Помимо этого, многие компании уже ввели различные Check-Up методики. Так, крупные компании обязательно тестируют своих работников на коронавирус и вводят обязательные календари температуры.
В Москве пройдёт форум о будущем HR-сферы и образования «HR.Future»
15 декабря 2025 года в Москве пройдёт форум «HR.Future» — многоформатное мероприятие для профессионалов, формирующих будущее управления персоналом.
Workplace Awards 2025: названы лидеры офисной недвижимости России
14 ноября 2025 года в отеле CONTINENTAL состоялась торжественная церемония награждения победителей специализированной премии в сфере офисной недвижимости Workplace Awards. На площадке премии встретились более 100 номинантов и гостей церемонии, чтобы узнать, кого жюри выбрало в качестве лидеров отрасли в этом году.
Officenext подводит итоги года офисного рынка и задает тренды на 2026 – форум Next Point станет главным местом встречи корпоративных заказчиков
10 декабря 2025 года в пространстве Solo by Flexity пройдет форум Next Point, ежегодный проект Officenext, созданный специально для тех, кто управляет корпоративными пространствами и инфраструктурой компаний.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке

Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро