Автор: Айгуль Гранд психолог
Один из популярных сервисов по трудоустройству провел в 2022 году масштабное исследование и выявил, что 75% сотрудников недовольны своими работодателями. Причины, по которым это происходит, я бы предложила внимательно изучить всем, кто занимается наймом персонала. Эта обобщенная информация многое говорит и о типичных проблемах в коллективах, и подсказывает, на какие моменты стоит обратить внимание, чтобы создать благоприятную рабочую атмосферу.
Чаще всего в опросе сотрудники жаловались на пренебрежительное отношение к сотрудникам и их труду (79%), звонки в нерабочее время и в отпуске (53%), задержки зарплаты (41%), невыполнение обязанностей со стороны работодателя (38%), необходимость систематически задерживаться на работе по вине начальства (33%), злоупотребление полномочиями со стороны руководства (19%), сложность карьерного роста (16%), увольнение без объяснения причины (8%).
То есть все проблемы мы можем условно разделить на две группы:
Обратите внимание, что первая категория – наиболее масштабная по числу отметивших ее как причину недовольства. Но именно на психологический климат в коллективе традиционно обращают меньше всего внимания в большинстве компаний.
Между тем, хороший руководитель понимает, что благополучные отношения между сотрудниками – это важный фактор, влияющий в том числе на эффективность и производительность труда. Чтобы создать располагающую атмосферу, ему необходимо проявлять гибкость, учитывать характер сотрудников, даже если среди них есть обладатели непростого нрава, применять психологические методы коррекции и, что немаловажно, следить за собой!
Взаимоотношения в коллективе – важный фактор социализации человека. Если социализация не пройдена, то при переходе в новый коллектив человек может испытывать стресс, замыкаться, проявлять агрессию или апатию, терять способность быстро мыслить и концентрироваться.
Аналогичная ситуация происходит при переезде из небольшого города в столицу. Непривычная среда, место, задачи – все это очень энергозатратно и стрессово, и в этот момент сотруднику важна поддержка коллектива, непосредственного руководителя и начальника. Успешная социализация даст уверенность в собственных силах. Особенно важно это делать, если вы принимаете сотрудника на важную позицию, где велика роль его инициативы и предложений. Очень часто устоявшиеся коллективы воспринимают любые предложения «чужака» в штыки, зарубая на корню его инициативу и задавливая желание что-то менять.
Кстати, многие люди не меняют место работы из-за боязни социализации на новом месте: «А приживусь ли я, примут ли?» В устоявшемся коллективе важно проводить мониторинг – опросы, тесты, чтобы вовремя выявить недовольство или ухудшения положения, наметить точки роста в коллективе.
Что касается руководителя по отношению к самому себе, важно понимать, что большинство сотрудников не осознает ответственность управленцев. Поэтому если вы работаете удаленно, много времени проводите в поездках, можете позволить себе роскошный отдых, - не стоит все это афишировать, чтобы не вызывать недовольство и упреки: «Он(а) ничего не делает, только мы пашем».
И не забывайте о разумной дистанции. Не нужно становиться другом для подчиненных – это нарушает субординацию, снижает дисциплину и производительность труда. Важно быть в курсе, общаться с сотрудниками, не нарушая дистанцию. Как и на корпоративе – важно вовремя уйти, чтобы дать подчиненным отдохнуть в кругу коллег.
В Москве пройдёт форум о будущем HR-сферы и образования «HR.Future»
15 декабря 2025 года в Москве пройдёт форум «HR.Future» — многоформатное мероприятие для профессионалов, формирующих будущее управления персоналом.
Workplace Awards 2025: названы лидеры офисной недвижимости России
14 ноября 2025 года в отеле CONTINENTAL состоялась торжественная церемония награждения победителей специализированной премии в сфере офисной недвижимости Workplace Awards. На площадке премии встретились более 100 номинантов и гостей церемонии, чтобы узнать, кого жюри выбрало в качестве лидеров отрасли в этом году.
Officenext подводит итоги года офисного рынка и задает тренды на 2026 – форум Next Point станет главным местом встречи корпоративных заказчиков
10 декабря 2025 года в пространстве Solo by Flexity пройдет форум Next Point, ежегодный проект Officenext, созданный специально для тех, кто управляет корпоративными пространствами и инфраструктурой компаний.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке

Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро