Безопасность в бизнес-центре – одна из важнейших характеристик, которую должен обеспечить собственник объекта арендаторам. Портал Officemaps.ru решил узнать у экспертов, какие системы безопасности внедряют владельцы бизнес-центров, а также как государство контролирует этот вопрос.
По словам Андрея Кроткова, генерального директора и партнера Zeppelin, бизнес-центры составляют особую группу риска среди объектов коммерческой недвижимости. «Слабое место бизнес-центра – это большое количество сотрудников и посетителей внутри здания. Необходимо отметить, что большинство из них – это сотрудники арендаторов, что создает дополнительные сложности в обеспечении комплексного единого подхода к соблюдению установленных норм безопасности», – рассказывает Андрей Кротков.
В России далеко не все собственники бизнес-центров обеспечивают безопасность своих объектов в должной мере. Андрей Кротков, считает, что сегодня собственники деловых центров в основном осознали необходимость уделять пристальное внимание этим вопросам, однако добиться идеальной модели по-прежнему мешает подход, при котором экономическая целесообразность ставится выше жизни и здоровья людей. Игорь Бедеров, представитель компании CABIS, соглашается и отмечает, что в нашей стране есть бизнес-центры, где к безопасности здания относятся очень серьезно. Но есть и такие объекты, где безопасность – это вопрос второстепенный. «Как правило, один и тот же инспектор годами ведет ту или иную группу объектов, знает о ней все: все плюсы, минусы и недостатки. Каждый из владельцев бизнес-центров решает вопросы обеспечения безопасности, исходя из собственных договоренностей с контролирующими органами (МЧС, Роспотребнадзором и пр.)», – отмечает эксперт.
На сегодняшний день отдельных законодательных норм, которые регулируют безопасность именно в бизнес-центрах, нет. Андрей Кротков подчеркивает, что для обеспечения безопасности деловых объектов используются законодательные и правовые нормы, применяемые для административных помещений и зданий с массовым единовременным пребыванием более 50-ти человек. К таким правовым актам можно отнести ФЗ «О противодействии терроризму», закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Правила противопожарной безопасности». Эксперт также отмечает, что каждый бизнес-центр должен иметь «Паспорт безопасности объекта», в котором предоставляется информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта, и различные внутренние документы, определяющие требования к арендаторам в вопросе поддержания безопасности помещения.
Игорь Бедеров соглашается с тем, что в общем виде вопрос безопасности «массовых» объектов контролируется на законодательном уровне: это законодательство в области пожарной безопасности, экологии, охраны труда. Тем не менее эксперт замечает, что большое количество таких актов затрудняет процесс обеспечения безопасности: многие собственники просто не могут разобраться во всем многообразии существующих норм. «В конечном итоге, подделываются сертификаты на строительные материалы, которые должны располагаться на путях эвакуации, установку систем пожаротушения стремятся обойти за счет фальсификации или написания спецтехусловий», – рассуждает эксперт.
Безопасность деловых объектов обеспечивается с помощью самых разнообразных решений: это и организация пропускного режима, контроль доступа и защита информации, внедрение противопожарной системы. Эксперты сходятся во мнении, что ведущая роль в обеспечении безопасности бизнес-центров уже давно принадлежит интегрированным техническим системам, включенным в общий комплекс автоматизированных систем управления зданием. «Например, во многих офисных объектах класса А устанавливают единые пульты управления на основе умного дома, в которых сопряжены системы функционирования всех коммуникаций: электроэнергия, вода, отопление и т.д., видеонаблюдения и записи, охраны, пожарной безопасности и других функций», – делится Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate.
Андрей Кротков соглашается с коллегой и добавляет: в крупных деловых объектах внедряют системы контроля доступа (СКД), системы охранного телевидения (СОТ) и системы охранной сигнализации. Так, СКД позволяют предоставлять различный доступ в здание, собирать и хранить информацию о рабочем процессе сотрудников. С помощью систем охранного телевидения обеспечивается видео контроль всех помещений объекта, а системы охранной сигнализации, которые предполагают внедрение акустические датчики и датчики движения, позволяют защищать здание внутри и снаружи. «В целом же, системы контроля доступа могут работать автономно или же совместно с системой телевизионного наблюдения и охранно-пожарной сигнализацией», – резюмирует Андрей Кротков.
Иван Починщиков, также отмечает, что регулярно совершенствуются пропускные системы, причем в объектах любого класса. «В одних случаях это пропуск-карточка, в других возможно применение гаджетов, в третьих – сканирование отпечатков пальцев. Например, в штаб-квартирах некоторых банков устанавливают системы, которые сканируют посетителей. Но вне зависимости от сложности механизмов и инвестиций в них в зоне ресепшена находятся охранники, которые контролируют доступ в объекты», – рассказывает эксперт.
Эксперты также замечают, что полагаться на технические системы нужно аккуратно: большую роль в обеспечении безопасности до сих пор играют квалифицированные специалисты, а именно охранные службы.
В будущем же, по мнению экспертов, все существующие системы безопасности будут активно развиваться. Основной тренд – это развитие централизованных систем управления безопасностью объекта и совершенствование технических характеристик таких решений.
В Москве пройдёт форум о будущем HR-сферы и образования «HR.Future»
15 декабря 2025 года в Москве пройдёт форум «HR.Future» — многоформатное мероприятие для профессионалов, формирующих будущее управления персоналом.
Workplace Awards 2025: названы лидеры офисной недвижимости России
14 ноября 2025 года в отеле CONTINENTAL состоялась торжественная церемония награждения победителей специализированной премии в сфере офисной недвижимости Workplace Awards. На площадке премии встретились более 100 номинантов и гостей церемонии, чтобы узнать, кого жюри выбрало в качестве лидеров отрасли в этом году.
Officenext подводит итоги года офисного рынка и задает тренды на 2026 – форум Next Point станет главным местом встречи корпоративных заказчиков
10 декабря 2025 года в пространстве Solo by Flexity пройдет форум Next Point, ежегодный проект Officenext, созданный специально для тех, кто управляет корпоративными пространствами и инфраструктурой компаний.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке

Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро