+7 812 332-53-73

Гореть на работе, но не стать пеплом

Гореть на работе, но не стать пеплом
Автор: Виктория Шухат Автор: Виктория Шухат эксперт в сфере управления

Каждый день – одно и то же! Те же лица, та же обстановка, даже запах кофе и бумаги уже стал непременным атрибутом жизни. Чувствуешь себя одновременно белкой в колесе, лошадью на арене цирка и птицей Феникс, превратившейся в кучку пепла, но позабывшей от усталости, как вернуться в исходную конфигурацию. А конец года вообще ужас – тут к работе добавляются бесчисленные поздравления, поиски подарков и желание просто не сойти с ума. Знакомо? 

За 25 лет, которые я профессионально занимаюсь темой управления, могу поименно вспомнить тех, кто не сталкивался с проблемой профессионального выгорания. Но и они – скорее исключения, подтверждающие правило. 

Профвыгорание – побочный эффект самоотдачи и стремления быть лучшим. А если речь идет о руководителях, тут еще добавляется неумение или явное нежелание делегировать. «Хочешь сделать хорошо – сделай сам» на самом деле не залог успеха, а форменное вредительство. В первую очередь – себе самому.

 

Проверьте себя «на красные флажки» для начала. 

  • Усталость. О 12 подвигах Геракла речь уже не идет. Самые простые вещи, с которыми вы раньше легко справлялись, теперь становятся непосильными задачами.
  • Апатия. Равнодушие, цинизм, обесценивание своих и чужих успехов. Достижения радовать перестали, а на неудачи хочется махнуть рукой. Коллеги и руководство считают, что вы «затупили». Но ни они, ни вы не догадываетесь, что на самом деле ваш организм перегрелся и перешел в режим энергосбережения, чтобы выжить.
  • Бессознательное стремление к разрушению. Вас выводит из себя любой пустяк, вы ввязываетесь в ненужные конфликты на пустом месте, принимаете рискованные решения, все чаще думая о «спасении»: «Пусть меня уволят – я хоть отдохну по-человечески!». 

Узнаете себя и понимаете, что так больше нельзя? Поздравляю! Первый шаг к тому, чтобы вернуть себе удовольствие от любимого дела и снова начать ощущать вкус жизни, сделан.

 

Следующий шаг – разобраться, что именно довело вас до жизни такой? 

Это может быть чрезмерный объем нагрузки, который вы на себя взваливаете.

Даже если вы директор, вспомните, сколько раз сотрудники манипулировали вами, говоря, что никто лучше вас с этим не справится? И сколько раз вы этому поддавались, отпуская их и заканчивая всю работу самостоятельно? А если вы руководитель среднего звена, который между молотом и наковальней? Тут тоже есть, от чего приуныть: интенсивность поступления задач, дедлайны, запутанность и противоречивость распоряжений, отсутствие или нехватка ресурсов и много чего еще. 

Порой подводит и мотивация. Вам не интересно в этой профессии, на этой должности или в этой компании. 

И даже если все в порядке с внутренней мотивацией, может подкачать внешняя. 

Это тот случай, когда вы уверены: ваших героических достижений никто не замечает и не ценит. И речь не только о материальной стимуляции. Ведь даже если вам платят адекватно, то отсутствие разнообразного формата нематериальных стимулов приводит к тем же плачевным результатам. История о том, что «доброе слово и кошке приятно» - не история, а работающий инструмент. 

Все эти нерешенные конфликты приводят к стрессу. И организм с ними начинает бороться сам. Как может. В 30 с небольшим лет из рабочего кабинета на больничную койку с сердечным приступом? Этим никого уже не удивишь, к сожалению. А сколько среди успешных сотрудников язвенников, списывающих все на неправильное питание? Про выход из строя иммунитета и простуды от любого сквозняка – вообще молчу.

 

Важнейший вопрос: выстроена ли в вашей компании система профилактики профессионального выгорания?

Как бы цинично это не звучало, для организации потеря сотрудника, «сгоревшего на работе», является восполнимой утратой. Но для сотрудника речь идет о его здоровье и качестве жизни.  А в случае выгорания руководства – колоссальный удар наносится уже по результативности самой компании.

 

Какой выход? 

Принять тот факт, что профессиональное выгорание не миф, а серьезная проблема. И решать ее так же, как вы решаете вопросы с рисками в организации. Анализировать, диагностировать и купировать. 

  • Для начала проанализируйте на реальную загруженность всех сотрудников. Возможно, квалификации некоторых из них не хватает на быстрое выполнение работы. То же обучение слепой машинописи секретаря высвободит время на другие задачи. 
  • Проанализируйте оргструктуру и бизнес-процессы на отсутствие задвоенности и адекватность. Лучше это делать раз в год, чтобы вовремя отслеживать то, что тормозит. 
  • Проведите стратегическую сессию. Если все сделать правильно, а не для галочки, это действительно заряжает, придает энергии сотрудникам и в целом ускоряет все процессы в организации. 
  • Проверьте сотрудников на отпуска. Выгоняйте отдыхать тех, кто давно там не был. 
  • Вводите в компании разные традиции – витаминные коктейли, спортивные соревнования, конкурсы. Выгорание тем меньше происходит в компаниях и организациях, где есть «живая жизнь», а не просто работа. Но это ни в коем случае не должно быть обязаловкой для сотрудников – только добровольное активное участие.

 

Есть более 150 работающих инструментов профилактики выгорания и выхода из него на 1-2 стадии, когда можно обойтись локальными методами. Главное вовремя начать хоть что-то делать.

Читайте также

Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Этот сайт использует куки-файлы и другие технологии, чтобы помочь вам в навигации, а также предоставить лучший пользовательский опыт, анализировать использование наших продуктов и услуг, повысить качество рекламных и маркетинговых активностей.

Запросы (0)

Избранное Смотреть на карте

Смотреть на карте

Закрыть

Сохранить PDF
Сохранить PDF сравнения