Автор: Виктория Шухат эксперт в сфере управления
Каждый день – одно и то же! Те же лица, та же обстановка, даже запах кофе и бумаги уже стал непременным атрибутом жизни. Чувствуешь себя одновременно белкой в колесе, лошадью на арене цирка и птицей Феникс, превратившейся в кучку пепла, но позабывшей от усталости, как вернуться в исходную конфигурацию. А конец года вообще ужас – тут к работе добавляются бесчисленные поздравления, поиски подарков и желание просто не сойти с ума. Знакомо?
За 25 лет, которые я профессионально занимаюсь темой управления, могу поименно вспомнить тех, кто не сталкивался с проблемой профессионального выгорания. Но и они – скорее исключения, подтверждающие правило.
Профвыгорание – побочный эффект самоотдачи и стремления быть лучшим. А если речь идет о руководителях, тут еще добавляется неумение или явное нежелание делегировать. «Хочешь сделать хорошо – сделай сам» на самом деле не залог успеха, а форменное вредительство. В первую очередь – себе самому.
Проверьте себя «на красные флажки» для начала.
Узнаете себя и понимаете, что так больше нельзя? Поздравляю! Первый шаг к тому, чтобы вернуть себе удовольствие от любимого дела и снова начать ощущать вкус жизни, сделан.
Следующий шаг – разобраться, что именно довело вас до жизни такой?
Это может быть чрезмерный объем нагрузки, который вы на себя взваливаете.
Даже если вы директор, вспомните, сколько раз сотрудники манипулировали вами, говоря, что никто лучше вас с этим не справится? И сколько раз вы этому поддавались, отпуская их и заканчивая всю работу самостоятельно? А если вы руководитель среднего звена, который между молотом и наковальней? Тут тоже есть, от чего приуныть: интенсивность поступления задач, дедлайны, запутанность и противоречивость распоряжений, отсутствие или нехватка ресурсов и много чего еще.
Порой подводит и мотивация. Вам не интересно в этой профессии, на этой должности или в этой компании.
И даже если все в порядке с внутренней мотивацией, может подкачать внешняя.
Это тот случай, когда вы уверены: ваших героических достижений никто не замечает и не ценит. И речь не только о материальной стимуляции. Ведь даже если вам платят адекватно, то отсутствие разнообразного формата нематериальных стимулов приводит к тем же плачевным результатам. История о том, что «доброе слово и кошке приятно» - не история, а работающий инструмент.
Все эти нерешенные конфликты приводят к стрессу. И организм с ними начинает бороться сам. Как может. В 30 с небольшим лет из рабочего кабинета на больничную койку с сердечным приступом? Этим никого уже не удивишь, к сожалению. А сколько среди успешных сотрудников язвенников, списывающих все на неправильное питание? Про выход из строя иммунитета и простуды от любого сквозняка – вообще молчу.
Важнейший вопрос: выстроена ли в вашей компании система профилактики профессионального выгорания?
Как бы цинично это не звучало, для организации потеря сотрудника, «сгоревшего на работе», является восполнимой утратой. Но для сотрудника речь идет о его здоровье и качестве жизни. А в случае выгорания руководства – колоссальный удар наносится уже по результативности самой компании.
Какой выход?
Принять тот факт, что профессиональное выгорание не миф, а серьезная проблема. И решать ее так же, как вы решаете вопросы с рисками в организации. Анализировать, диагностировать и купировать.
Есть более 150 работающих инструментов профилактики выгорания и выхода из него на 1-2 стадии, когда можно обойтись локальными методами. Главное вовремя начать хоть что-то делать.
Офис с перспективой: инвестиции в пространство, которое не устареет
В условиях турбулентной экономики каждый рубль инвестиций должен работать на будущее. Это в полной мере относится и к офису. Сегодня бизнес ищет не просто стены и столы, а стратегический актив, который будет повышать продуктивность, укреплять бренд и притягивать лучших специалистов. Но как спроектировать пространство, которое не придется кардинально менять через 3-5 лет? Ответ — в отказе от сиюминутных трендов в пользу гибкой и продуманной архитектуры решений.
Стартовал прием заявок на Best Office Awards 2026 — главную премию в области архитектуры и дизайна рабочих и общественных пространств
Объявлен старт приема заявок на международную премию Best Office Awards 2026. Участники представят проекты в 19 номинациях — от офисов и бизнес-центров до образовательных, медицинских и общественных пространств. Победителей определит авторитетное жюри из более чем 30 топ-экспертов индустрии.
Кейс "Империя цветов": интернет-торговля зависит от команды
Когда мы запускали imperyiacvetov.ru в 2020 году, я и представить не мог, насколько сильно интернет-торговля может зависеть не только от клиентов, но и от внутренней команды. На тот момент у нас было всего три сотрудника и идея — доставлять цветы по всей России быстро, с человеческим подходом. Сейчас нас десять. У нас собственный IT-отдел, доставка от одного часа и растущее присутствие в малых городах. И всё это стало возможным не за счёт инвестиций или рекламы, а за счёт выстроенной культуры внутри команды.
Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Сообщить об ошибке

Спасибо!
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.
Выбрать станцию метро